Целью данной темы является пояснение теории возникновения электромагнитных и импульсных помех при прослушивании музыки в автомобиле.Практические рекомендации по методике локализации зашумленной электрической цепи и способы устранения помехи.Обзор применяемой кабельной продукции в автомобиле(Силовые и межблочные кабели) На первой фотографии представлена идеализированная схема соединения магнитофона и усилителя с блоком питания вне автомобиля на лабораторном столе.
В данной ситуации есть только три контура электрических цепочек которые могут быть подвержены воздействию внешних электромагнитных и импульсных помех.Контур №1 и №3-это питающие контура.№2-сигнальный контур.Рассмотрим их особенности -1 и 3 между собой никаким образом не пересекаются и значит помехи блуждающие по любому из контуров не мешают друг-другу ..легко локализуются и поддаются по снижению воздействия до понятия "помехи не слышно"или нет в принципе.Первое условие для этого-наличие общей точки заземления -2 -й контур с малосигнальным уровнем звукового сигнала наиболее подвержен воздействиям внешних помех и поэтому требует тщательного подбора межблочных кабелей..трассы прокладки и определенных комбинаций по распайке тюльпанов.В данном случае показано соединение специальным балансным кабелем с заземлением внешней оплетки только с одной стороны у приемника сигнала-усилителя.Минус звукового сигнала идет по одной из центральных жилок витой пары кабеля и соединен на корпус тюльпана.Такое соединение не позволяет образоваться основному контуру между магнитофоном и усилителем а только ограничивает его на оплетку...создавая определенный "защитный чулок" вокруг центральных сигнальных жилок.Очень принципиально применение межблочников с плотным экраном и дополнительным слоем из ал.фольги
Следущие посты в стадии формирования и в них будут описаны ситуации в реальном автомобиле.
Зы..Для создания рисунка установлена и освоена программа MS Vision 2003 а для написания текста -личный опыт и наработки при инсталляции звуковой аппаратуры в автомобили
Итак переходим в реальную обстановку -но для начала переставим аппаратуру в пустой кузов без дополнительного электро-оборудования И рассмотрим обычную ситуацию когда в качестве точки заземления используется ближайшее место на кузове автомобиля и смотрим что изменилось.. Контура 1 и 3 перестали иметь общую точку заземления и заработали общий контур 4 в котором появилось сопротивление кузова между точками заземления усилителя и магнитофона.Этот участок конечно же состоит из ряда кузовных деталей соединенных точечной сваркой или болтовыми соединениями.А значит переходное сопротивление этого участка будет зависить от качества соединений которое в свое время изменяется в худшую сторону с возрастом автомобиля..Это приводит к одному-чем больше сопротивление на этом участке-тем хуже и тем больше уровень помехи .Аналогично с контуром 5.Те же признаки и проблемы.В контуре 2 помимо традиционной ситуации когда в качестве межблочника применяется простейший кабель с одним экраном(оплеткой) соединенным с обеих сторон на корпус тюльпана-добавляется контур обьединяющий усилитель-кузов и магнитофон.Это самый помехо- уязвимый контур и к нему мы еще вернемся отдельно..Для того что б не загромождать рисунок овалами я не стал показывать достаточно еще мелких контуров-неизбежных при таком раскладе но менее значимых в проявлении помехи.
Дальше-больше)) :crazy Добавляем все электронные блоки и узлы которые и являются источниками всякого рода помех в автомобиле.В добавлении к уже известным контурам появились новые-№6-9.О совокупности взаимного влияния всех контуров даже фантазировать сложно...В данных схемах много упрощено но инфо вполне достаточно что бы осознать что происходит в автомобиле по этой теме.На рисунке не учтено появление контуров от электрических жгутов автомобиля соединяющих все блоки системы зажигания.Пока все...далее будем готовить методику борьбы))
начинаем знакомиться с несколькими вариантами межблочных кабелей.Их можно разделить по видам оплетки и по двум видам центральных жилок.Конечно же есть и комбинации того и другого.
На этой фотке образец кабеля с не очень плотной оплеткой навитой из тонких медных проволок в одну сторону с алюминиевой фольгой под ним и одной центральной жилкой.В более простом варианте фольга отсутствует и это практически самый плохой и распространенный кабель.Часто применяется в готовых шнурках с пластиковыми тюльпанами.С точки зрения помехозащишенности-минимальная..С фольгой-получше.
другой тип кабеля с оплеткой сделанной методом плетения-что очень хорошо во всех отношениях..В продаже такие кабели в принципе имеются но чуть дороже первого варианта.Он также может быть и с фольгой.Среди установщиков кабель применяется часто(как вариант...а по брендам их ассортимент большой)
вот образец правильного кабеля в качестве межблочника.Оплетка-плетение..Наличие фольги как второго экрана и витая пара центральных жилок(зачем это нужно-будет далее)Называется он в обиходе как балансный микрофонный кабель
на базе последнего кабеля известная фирма по кабельной продукции еще лет 15 назад выпускала межблочные автомобильные кабели.Вот один у меня сохранился как тестовый)))Обратите внимание что с одной стороны у него выведен из под тюльпана кусочек экрана.
по кабельной продукции и их особенностям добавить больше нечего-это то что есть на рынке.В своей практике я не применяю готовых шнурков по двум причинам
-это лоторея с точки зрения как он поведет себя по отношению к помехе и никакие громкие бренды это не гарантируют -подобрать их нормально по длинне необходимой всегда проблема.Часто остаются лишние метры-которые "засовывают" куда-нибудь. Поэтому-заранее измерив трассу прокладки я посещаю магазин для электромузыкальных проффесиональных инструментов где и покупаю прекрасные микрофонные кабели и затем распаиваю их так как необходимо.Самостоятельно изготовленный кабель всегда будет дешевле и качественней готового брендованного шнурка.А самое главное что в процессе анализа а откуда все же помеха появилась-межблочник мы со спокойной совестью исключаем что не маловажно в конечном итоге
Тут представлен практически "идеальный" вид тюльпана(другие варианты это все ниже классом) ---латунный корпус(не гальваника левая) ---обжимные губки очень прочные и пружинистые ---монтаж под распайку(а не на винтиках и обжимкахНа фотке один винтик для фиксации заднего кольца-другой выбрасывается и экран запаивается на корпус тюльпана)) ---После вставления его в гнездо уся или мафона можно сделать внешней частью тюльпана несколько оборотов и он затянет прижим губок(как патрон в электро-дрелях)Это дополнительно создает очень надежный контакт экрана ---сигнальная жилка внутри очень хорошо укрыта сплошной латунью вокруг-только небольшое технологическое отверстие под распайку. Конечно есть неплохие тюльпаны и у других фирм-но этот вариант рассмотрен как классика ))О том как лучше распаивать межблочник будет ниже.)
Распаивать лучше так.Единственное что можно было бы рекомендовать -это со стороны магнитофона вывести наружу проводочек припаянный к внешней оплетке.Это позволит выбирать наилучший вариант при поиске помехи(заземлять дополнительно оплетку на сам тюльпан или искать место на корпусе магнитофона...и такое бывает)
Это теоретическое..на практике не всегда получается к примеру протянуть межблочники прямо посередине кузова..по центральной консоли напрямую к мафону.Чаще всего они прокладываются по коробу задней арки..выходят к порогу около задней двери и тут есть два пути.Или поворачиваем вдоль заднего сиденья и далее по центральной консоли..или тянем по порогу до переднего сиденья и протягиваем межблочник вдоль лонжерона к центральной части и потом наверх к мафону...Сторону по которой все это делаем выбираем противоположную от трассы силовых кабелей.По акустическим проводам все банально-тянем там где удобно.Единственно правильно выбрать сечение.Обычно 2.5 кв.мм. достаточно с запасом.Лучше брать витую пару в отдельной изоляции(менее подвержена электромагнитным наводкам)
вот и соорудил схему по которой попытаюсь обьяснить как помеха попадает всюду...от чего зависит ее "громкость" и далее пути устранения.
начинаем с контура №6(смотрите схему выше)-это система зажигания куда входят все блоки..детали и провода которые являются потенциальными источниками импульсной и электромагнитной помехи. Для отправной точки имеем напряжение "Б" измеренное между плюсовой клеммой и точкой заземления минусовой клеммы АКБ на кузов автомобиля. Так как электрические цепи системы зажигания саединены на кузов авто в другом месте-значит в контуре появилось определенное омическое сопротивление между точками заземления и значит теоретически и практически по нему бегают токи и присутствует определенное падение напряжения.Закон Ома -вроде как))) А значит контур №6 состоит из образных резистивных цепочек самих блоков и сопротиления кузова №Ш3. Отсюда следует что "идеальное" напряжение Б теперь будет состоять из двух частей--З + Ш3.В этом контуре обязательно есть помеха имеющая какую -то амплитудную составляющую и величина ее будет связана с пропорцией напряжений на сопротивлениях в рассматриваемом контуре.Чем больше сопротивление Ш1..Ш2..Ш3..и тд-тем амплитудное значение помехи выше а раз напряжение Б-константа-то грубо говоря помеха "громче" И вот теперь взяв любой контур можно представить сколько сопротивлений получается в цепочке и от этого чем дальше-тем хуже. К примеру контур №7 состоит из Ш1+Ш2+Ш3+У...понятно что пропорция совсем другая. я не стану рассматривать сложную связку уся+мафона+межблочника...понятно как все взаимосвязано. Далее из этого пояснения логичен путь по которому надо стремится что б уменьшить количество сопрот в контурах и более радикальный способ-это разрывать контура появившиеся по ряду причин.Ведь нет замкнутой цепочки-нет тока-и помехи нет)))) методика исключения контуров-это сведение точек заземления в одно место....а так как на практике это сложно-то разбиваем электрику на группы и землим их в своих общих точках...В общем это и есть в авто...но вот то что мы добавляем-нарушает ситуацию и значит все новое-а конкретно музыку надо стараться свести в одну точку.
а вот небольшие изменения и посмотрите насколько затруднено теперь помехе бегать))))) пока все))))))))))))
Источник: http://www.car-music.ru/phpbb/ |